Когда корпорация Sony BMG в январе этого года последней из китов
звукозаписи, таки решилась на онлайновые продажи своих музыкальных
треков без DRM-защиты, многие наблюдатели провозгласили технологию DRM
окончательно отошедшей в мир иной. И надо сказать, минувшие с той поры
месяцы наглядно подтверждали кончину пресловутой технологии, коль скоро
все больше онлайновых магазинов, включая самые крупные и солидные -
вроде Amazon, iTunes Store, Zune’s Marketplace и Walmart.com, стали
предлагать музыку в открытом формате MP3.
Но вот теперь, судя по всему, следует признать, что выводы о смерти
тяжелобольного все же были поспешными. Дэвид Хьюз (David Hughes), глава
технологического подразделения RIAA, выступая на конференции "Цифровой
Голливуд", заявил, что отказ ведущих аудиолейблов от DRM-средств борьбы
с копированием файлов был лишь временным. Или, выражая ту же идею
важного чина RIAA менее расплывчато, произошло что-то вроде
тактического отступления перед новой атакой индустрии на потребителей.
В доказательство приведем слова того же Хьюза: "Не так давно я
составил список из двадцати двух способов продавать музыку, и двадцать
из них по-прежнему требуют DRM". То есть, по убеждению руководства
RIAA, любая форма подписного музыкального сервиса или музыки,
рассылаемой в качестве рекламного предложения либо продаваемой на
основе принципа одноразового прослушивания, как и прежде, не может
обойтись без DRM. Поскольку каждую из этих форм распространения
по-прежнему планируется развивать, это означает, по логике RIAA, что
технологии DRM не могут быть отправлены на пенсию.
Более того, Хьюз предсказал не просто скорое выздоровление DRM, а
крупномасштабное возрождение технологии в новых формах. "Я думаю, что
должен быть существенный сдвиг, - рисовал он перспективы перед
аудиторией. - Мы предполагаем, что общее движение должно быть в сторону
подписных сервисов, а это в конечном счете будет означать и возвращение
DRM".
Самое время вспомнить недавнее прошлое. Неизбежный успех подписных
музыкальных сервисов с DRM-защитой треков - это то, что музыкальная
индустрия предсказывала и ожидала еще несколько лет назад. Однако ни
одна из тогдашних попыток не увенчалась успехом, причем отлично
известно, почему это произошло. Потребители сочли предлагавшиеся
сервисы неудобными - чересчур много DRM-замков в их худших проявлениях
шло в нагрузку с музыкой. С тех пор ничего, что могло бы сделать это
направление привлекательным для покупателей, так и не предложено. А на
общем фоне, когда четко наметилась тенденция к поштучным продажам
треков без всякой защиты, перспективы подписки с DRM прельщают еще
меньше, чем в прошлые годы.
При этом очевидно, что подписные сервисы, продающие большие массивы
музыки за сравнительно скромную, но регулярную абонентскую плату,
гораздо предпочтительнее, нежели приобретение одного-единственного
трека за раз. Покупки, что называется, "пачками" куда удобнее, учитывая
гигантские объемы памяти современных плееров. В ближайшие годы емкость
таких устройств будет только расти, а народ имеет привычку заполнять
музыкой все наличествующее пространство. И вряд ли хоть кто-то,
пребывая в здравом рассудке, захочет платить по доллару за каждый из
десятков или даже сотен тысяч треков, помещающихся в памяти гаджета.
Иначе говоря, абонентская плата 10–20 долларов за услугу,
позволяющую с комфортом выбирать и скачивать большое (пусть и не
безлимитное) количество музыки каждый месяц, многим представляется
очень перспективным решением. Однако вовсе не факт, что единственно
возможный здесь путь - это неуклюжие, обвешанные строгими
DRM-ограничениями подписные сервисы, привязывающие всю скачанную музыку
к одному устройству, блокирующие копирование и перенос файлов, а то и
разом уничтожающие все уже купленное в случае прекращения подписки.
Если удалось-таки наладить поштучную продажу треков без DRM, то
наверняка найдутся приемлемые способы и для организации подписных
сервисов. Естественно, продавцов крайне волнует сценарий, по которому
клиент подпишется всего лишь на месяц, за это время по широкому каналу
скачает несметное количество дармовой, по сути, музыки, а затем прервет
подписку и оставит все эти богатства у себя. И, зная человеческую
натуру, согласимся, что сценарий этот вполне реальный.
С другой стороны, учитывая возможности современных систем управления
и торговли, вполне можно придумать гибкие и дружественные к подписчику
схемы, ограничивающие число скачиваний в зависимости от суммы и срока
подписки и предлагающие продлить срок подписки при попытках превышения
оговоренных лимитов либо перейти на другой абонентский план. Варианты
подобных услуг могут быть самыми разными, но главное, что это вполне
возможно. Да и жизнь подтверждает, что масса людей скорее с
удовольствием отдаст свои кровные за удобный платный сервис, нежели
станет возиться с хлопотными розысками в необъятном океане пиратской
музыки.
Успех онлайновых магазинов, неуклонно наращивающих объемы продаж
незащищенных MP3-треков, уже мог убедить фирмы звукозаписи, что
нормальный бизнес возможен и без DRM. А значит, есть надежда, что и при
сотрудничестве с подписными сервисами лейблы окажутся более
дальновидными и понимающими суть Интернета, нежели их головная
организация RIAA, где явно зациклились на DRM - технологиях
искусственных ограничений, которые вопреки здравому смыслу предлагают
меньше, а просят за это больше.
- Из журнала "Компьютерра"
|